Доклад на тему: «Роль нестандартных приёмов и уроков в обучении, развитии учеников» Вступление В связи с переходом современного образования на стандарты второго поколения, в которых делается акцент на формирование личности ребёнка, раскрытии его творческих способностей, роль нестандартных приёмов и уроков неизмеримо возросла. Если мы хотим развивать творческую, самостоятельную личность ребёнка, в первую очередь необходимо, чтобы учитель был такой личностью, потому что пример, образец – сильнейшее педагогическое оружие. Таким образом, воплощается мысль: учитель остаётся учителем до тех пор, пока он сам учится. Основная часть По мнению древнегреческого философа Аристотеля: «Первый шаг на пути познания – удивление». Его мысль можно продолжить: первый шаг в любом развитии человека – удивление. Г. Галилей продолжает мысль своего оппонента: «Нельзя никого ничему научить, можно помочь человеку самому раскрыть в себе это знание». Здесь же можно вспомнить метод другого древнегреческого философа Сократа, который никогда не спорил с людьми, его метод – диалог, в котором человек сам приходил к своему собственному мнению, заключению по поводу верности или ошибочности тех или иных представлений. Следовательно, каждый урок должен начинаться с удивления учеников и проходить в атмосфере диалога, когда учитель помогает ученикам раскрыть их собственный потенциал, выработать их собственное мнение, сделать собственное заключение по любому конкретному вопросу. Заученное знание психологически воспринимается как чужое, продукт чужой деятельности, а собственное знание, которое человек приобрёл сам, пережил сам, прочувствовал сам его рождение, «выносил и выстрадал», можно быть уверенным, останется с ним навсегда. Учитель ставит проблему перед учениками, ученики находят своё собственное решение. Но учитель должен чётко ставить цель деятельности учеников, прогнозировать реакцию учеников, предвидеть любые последствия, быть готовым к любым неожиданностям. Здесь проявляется мысль: руководить – значит предвидеть. С этой точки зрения, урок – это время совместной деятельности учителя и учеников, только роли у них разные. Учитель должен хорошо знать психологию детей, гносеологию, то есть понимать, каким образом в голове человека формируются образы, затем появляются понятия, вырабатываются представления, которые преобразуются в личные убеждения, а они то как раз и будут управлять поведением учеников в последующие времена. Здесь образование, воспитание и развитие сходятся в триединую педагогическую цель. Нестандартные приёмы уместны в любых типах стандартных уроков. Например, вместо контрольной работы можно предложить ученикам рассесться по рядам: первый ряд получит трудные задания для отличников по предмету, второй ряд – для знающих на четвёрку, третий – для троечников. Ученики оценивают свои знания сами. И хотя этот приём будет трудно повторить, но может всё пройти успешно, и эффект от такой контрольной работы будет очень большим и продолжительным. Дети поймут, что они учатся для себя, что они первые заинтересованы в собственных знаниях. На уроках решения задач можно выбрать самых способных учеников и доверить им обучение и оценку знаний других учеников по решению различных типов задач. Учитель здесь только планирует, организует процесс и судит спорные моменты. На уроках изучения нового материала можно включить историческую справку об учёном, высказавшем данное утверждение или мысль, и проделать те же действия, что и учёный много лет назад, чтобы ученики сами сделали своё открытие, а не списывали его из учебника. Заключение Итак, сама жизнь ведёт нас в направлении повышения уровня образования, воспитания и развития членов нашего общества, которое всё нацелено на результат, на образ современной свободной творческой личности, умеющей брать на себя ответственность, принимать решения, ставить цели и достигать их. И в этом процессе неоценимую помощь оказывают нестандартные приёмы и уроки. И огромное поле деятельности открывается перед современным учителем, в первую очередь, для самообразования, самосовершенствования, а затем для обучения и развития своих учеников, которые всегда жаждут нового, не разучились удивляться и хотят учиться на примере своего лучшего друга – учителя.
Учитель физики __________ /Кузнецов А.В./
|
|
© fuzuka |