|
Конкурсная работа к районному конкурсу педагогического мастерства "Моя методическая находка" в номинации "Урок с использованием учебно-лабораторного оборудования": Лабораторная работа № 6: "Градуирование пружины динамометра"
Tелефон: 8-905-701-29-98
E-mail: fuzuka@yandex.ru
|
ЗАЯВКА
на участие в районном конкурсе «Моя методическая находка»
1
|
КОД
|
|
2
|
Фамилия
|
Кузнецов
|
3
|
Имя
|
Александр
|
4
|
Отчество
|
Владимирович
|
5
|
Образовательное учреждение
|
МБОУ Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2
|
6
|
Должность
|
Учитель физики
|
7
|
Тема работы
|
Лабораторная работа № 6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
|
8
|
Номинация
|
Урок с использованием учебно-лабораторного оборудования
|
9
|
Контактный телефон участника (мобильный)
|
8-905-701-29-98
|
10
|
Контактный электронный почтовый ящик участника
|
fuzuka@yandex.ru
|
Авторская лабораторная работа
на тему:
ГРАДУИРОВАНИЕ ПРУЖИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ СИЛ ДИНАМОМЕТРОМ.
Класс: 7;
Номер урока по КТП: 26;
Дата урока по КТП: 14.12.2011;
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Лабораторная работа № 6: Градуирование пружины и измерение сил динамометром;
Урок № 26 по авторской программе по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, М.: «Дрофа», 2010 г.[1]
Тип урока: по основной дидактической цели – урок применения знаний и умений; по основному способу проведения – урок лабораторных и практических работ и самостоятельной работы учащихся; по основным этапам учебного процесса – урок применения полученных знаний.
Задачи урока:
1. Образовательные задачи:
- знание понятий «сила упругости, вес тела, сила тяжести» и «деформация, жёсткость пружины», знание формул для вычисления силы упругости, силы тяжести, веса, массы тела, деформации пружины, жёсткости;
- умение определять вес тела с помощью динамометра, измерять силу динамометром;
а) специальное умение переводить полученные экспериментально данные в единицы системы СИ;
б) общеучебное умение: умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами само - и взаимопомощи, умение коллективно работать;
2. Воспитательная задача:
- развить у учеников способность рассматривать природу с точки зрения научного метода познания;
- формирование физической картины мира у учеников на основе принципов познаваемости природы и упорядоченности физических процессов и явлений;
3. Развивающая задача:
- развитие речи, мышления учеников при сопоставлении экспериментальных фактов и необходимости нахождения неизвестных величин экспериментальным путём;
- развитие сенсорной сферы личности при выполнении практической работы;
- умственная деятельность при выполнении анализа полученных экспериментально знаний, способность организовать выполнение эксперимента, выдвигать гипотезы, строить план измерений;
- развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся.
Оборудование к уроку: Динамометр, шкала которого закрыта листом бумаги, набор грузов по 100 г, тело неизвестной массы[2], штатив с лапкой, линейка, карандаш.
План урока:
№
|
Этап урока
|
Приёмы и методы
|
Время (мин.)
|
1
|
Постановка цели урока
|
Диалог с учениками о предстоящем уроке, правилах игры и ближайших уроках по планированию. Актуализация знаний по теме: силы.
|
5 мин.
|
2
|
Проведение инструктажа по ОТ № 8 при проведении лабораторных работ
|
Учитель оговаривает главные моменты и правила при проведении лабораторных работ. Ученики слушают, несколько учеников раздают лабораторные тетради.
|
5 мин.
|
3
|
Разминка, повторение изученного на прошлых уроках материала
|
Ученики отвечают на вопросы учителя, работают в трёх группах. Учитель выставляет баллы за правильные и неправильные ответы
|
10 мин.
|
4
|
Проведение эксперимента
|
Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя с использованием лабораторного оборудования.
|
10 мин.
|
5
|
Оформление результатов эксперимента
|
Вычисление данных, занесение результатов в таблицу, оформление вывода работы, диалог о полученных данных и выводах между учителем и учениками.
|
8 мин.
|
6
|
Обобщение знаний, полученных на уроке
|
Подведение итогов игры и урока
|
4 мин.
|
7
|
Рефлексия
|
Подведение итогов урока, запись домашнего задания, сдача тетрадей.
|
3 мин.
|
Домашнее задание: п. 27,28 (повторить), упр. 9,10, стр. 64,67.[3]
Ход урока:
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1
|
Постановка цели урока Вступительное слово: тема урока, её место в КТП и в программе курса физики, её отличительные особенности, связь темы с заданиями контрольной работы. Делит учеников на три группы с помощью карточек. Записывает тему урока на доске и три команды для выставления баллов и графу учителя для выставления балов учителю, если ни одна из команд не даёт правильный ответ.
|
Разбирают карточки трёх цветов, рассаживаются на места в соответствии с цветом карточек, раздают лабораторные тетради, записывают тему урока. Рассматривают и изучают оборудование.
|
2
|
Проведение инструктажа по ОТ № 8 при проведении лабораторных работ.
Напоминает требования инструкции по охране труда при проведении практических лабораторных работ в кабинете физики, указывает наиболее важные пункты относительно предстоящей работы.
|
Слушают учителя, открывают учебник на странице 165, 166, рассматривают монтажную схему установки для данной работы, отвечают на вопросы учителя по требованиям охраны труда при проведении лабораторных работ.
|
3
|
Разминка, повторение изученного на прошлых уроках материала.
Объясняет правила игры, оценки ответов и штрафы за неправильный ответ.
Задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учеников, записывает баллы команд на доске, отвечает на вопросы, с которыми ученики не справляются:
- Что такое вес? (1 балл)
- Что такое сила тяжести? (1 балл)
- Что такое сила упругости? (1 балл)
- Что такое упругое тело? (1 балл)
- Что такое деформация? (1 балл)
- Какие бывают деформации? (2 балла)
- Что такое динамометр? (1 балл)
- Из чего состоит простейший динамометр? (1 балл)
- Что такое цена деления? (1 балл)
- Как связана точность прибора с ценой деления? (1 балл)
- Как связана сила тяжести с массой тела? (2 балла)
- Что такое ускорение свободного падения? (2 балла)
- В чём измеряется масса? (1 балл)
- В чём измеряется сила? (1 балл)
- Чему равно ускорение свободного падения? (1 балл)
- Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 100 г?
- К чему приложена сила тяжести?
(1 балл)
- Куда направлена сила тяжести?
(1 балл)
- К чему приложена сила упругости?
(1 балл)
- К чему приложен вес тела? (1 балл)
- Куда направлен вес? (1 балл)
- От чего зависит сила упругости?
(2 балла)
- Что такое дельта? (1 балл)
- Что такое эль и эль ноль? (1 балл)
- От чего зависит жёсткость пружины?
(2 балла)
- Куда направлена сила упругости?
(2 балла)
- Какую силу показывает динамометр?
(1 балл)
- Откуда возникает вес тела? (2 балла)
- Как найти массу тела, если известна сила тяжести? (2 балла)
- Чему равна сила упругости? (1 балл)
- Всегда ли вес тела равен силе тяжести?
(2 балла)
- Изобразите силы на рисунках.
(3 балла)
- Как найти жёсткость пружины?
(2 балла)
Подводит промежуточные итоги конкурса.
|
Отвечают на вопросы, советуются с членами команды, соревнуются в знаниях по теме, дополняют ответы своих товарищей:
- Это сила, с которой тело действует на опору или подвес.
- Это сила, с которой Земля притягивает тело.
- Это сила, возникающая при деформации упругого тела.
- Это тело, которое возвращается в исходное положение после прекращения действия силы.
- Это изменение формы, размера или объёма тела.
- Растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение.
- Это прибор для измерения силы.
- Из пружины и шкалы с цифрами.
- Это величина между ближайшими штрихами шкалы.
- Чем меньше цена деления, тем точнее прибор.
- Сила тяжести равна массе тела умноженной на ускорение свободного падения.
- Это на сколько увеличивается скорость падающего тела за 1 секунду.
- В килограммах.
- В ньютонах.
- 10 Н/кг
- 1 ньютон.
- К центру тела.
- Вниз, к центру Земли.
- К центру тела.
- К опоре или к подвесу.
- Вниз.
- От жёсткости пружины и от деформации.
- На сколько изменилась величина.
- Конечная и начальная длина пружины.
- От материала, толщины проволоки и размеров пружины.
- Против деформации, в сторону первоначального положения.
- Силу упругости пружины.
- Тело при давлении сжимается и сила упругости толкает опору или тянет подвес.
- Поделить силу тяжести на ускорение свободного падения.
- Весу тела.
- Нет, если только тело неподвижно.
- ученики рисуют на доске и в тетрадях.
- Поделить силу упругости на удлинение пружины.
|
4
|
Проведение эксперимента[4]
Учитель поясняет задание: нанести шкалу динамометра на лист, используя грузы, не ронять грузы, делать пометки карандашом.
(3 балла первому, верно выполнившему задание ученику).
Проверяет результаты.
-Чему равна цена деления получившегося динамометра? (1 балл)
- Как сделать прибор более точным?
(1 балл)
Даёт команду поделить расстояние на 10 равных частей, сверху написать Н (ньютон).
Даёт команду определить вес тела неизвестной массы и записать результат в лабораторные тетради.
|
Ученики по команде приступают к эксперименту. Ставят штрих на отметке 0 под указателем нерастянутого динамометра. Подвешивают к пружине динамометра, закреплённому в лапке штатива, по одному грузу и наносят карандашом штрихи на шкале на уровне стрелки динамометра, соответствующие 1 Н, 2 Н, 3 Н. Ставят числа напротив штрихов.
- 1 ньютон.
- Уменьшить цену деления.
Делают шкалу динамометра с помощью линейки и карандаша: измеряют с помощью линейки расстояние между штрихами, расстояние между которыми соответствует 1 ньютону, и делят это число на 10, чтобы узнать расстояние между штрихами, соответствующее 0,1 ньютона.
Подвешивают к пружине динамометра тело неизвестной массы и определяют по показаниям динамометра его вес, записывают результат в тетради для лабораторных работ.
Снимают листики со шкалой с динамометров и подписывают их с обратной стороны.
|
5
|
Оформление результатов эксперимента.
Найдите жёсткость пружины и запишите результат на шкале динамометра (на листке со шкалой).
(3 балла).
Даёт команду записать в тетрадях для лабораторных работ выводы и результаты работы: научились градуировать пружину динамометра, делать шкалу измерительного прибора с заданной ценой деления, определять вес тела с помощью динамометра и жёсткость пружины.
|
Вычисляют по формуле жёсткость пружины: делят 1 ньютон на расстояние в метрах между штрихами, соответствующее 1 ньютону, записывают жёсткость пружины динамометра на шкале.
Записывают выводы и результаты работы в тетради (цель работы и приборы и материалы рекомендуется записать на предыдущем уроке при подготовке к лабораторной работе, чтобы сократить время, затрачиваемое на оформление работы).
|
6
|
Обобщение знаний, полученных на уроке.
Подводит итоги игры, объявляет и поздравляет победителей и лучших игроков, благодарит учеников за активное участие в уроке.
выставляет оценки в журнал и дневники за работу на уроке.
|
Записывают вывод в лабораторных тетрадях, отвечают на обобщающие вопросы с места, собирают оборудование. Открывают дневники, выставляют оценки за урок, вкладывают шкалу динамометра в тетради, собирают и сдают тетради на проверку.
|
7
|
Рефлексия
Просит учеников рассказать, чему они научились на уроке.
Напоминает о необходимости тщательно вымыть руки после урока.
Объявляет конец урока, расписывается в дневниках учеников.
|
Говорят, что научились изготовлять шкалу динамометра с любой ценой деления, измерять вес тела, определять жёсткость пружины.
Благодарят за урок, списывают домашнее задание с доски, подают дневники на роспись.
|
Список литературы:
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика и Астрономия. 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
- Учебник: Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2005.
- Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Учебник: Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005.
Аннотация
к авторской лабораторной работе
учителя физики
МБОУ Голицынской средней общеобразовательной школы № 2
Кузнецова А.В.
Урок проходит в форме интеллектуальной игры между учениками, разделёнными на три команды. В начале урока для актуализации знаний проводится викторина, составленная из вопросов по компетенциям, которые могут понадобиться при выполнении лабораторной работы. Затем приступают к экспериментальной исследовательской деятельности, изготовляя первый в их жизни собственноручный измерительный прибор – динамометр, и применяют его для измерения веса тела неизвестной массы.
[1] Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. – М.: Дрофа, 2010, стр. 107.
[2] Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / Пёрышкин А.В. – М.: Дрофа, 2005, стр. 165.
Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / Пёрышкин А.В. – М.: Дрофа, 2005, стр. 64,67.
[4] Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2002, стр. 151, 64.
|