Конкурсная работа к районному конкурсу педагогического мастерства "Моя методическая находка" в номинации "Урок с использованием учебно-лабораторного оборудования": Лабораторная работа № 6: "Градуирование пружины динамометра"

Tелефон: 8-905-701-29-98

E-mail: fuzuka@yandex.ru

ЗАЯВКА

на участие в районном конкурсе «Моя методическая находка»

 

1

КОД

 

2

Фамилия

Кузнецов

3

Имя

Александр

4

Отчество

Владимирович

5

Образовательное учреждение

МБОУ   Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2

6

Должность

Учитель физики

7

Тема работы

Лабораторная работа № 6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

8

Номинация

Урок с использованием учебно-лабораторного оборудования

9

Контактный телефон участника (мобильный)

8-905-701-29-98

10

Контактный электронный почтовый ящик участника

fuzuka@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская лабораторная работа

на тему:

ГРАДУИРОВАНИЕ ПРУЖИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ СИЛ ДИНАМОМЕТРОМ.

Класс: 7;

Номер урока по КТП: 26;

Дата урока по КТП: 14.12.2011;

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Лабораторная работа № 6: Градуирование пружины и измерение сил динамометром;

Урок № 26 по авторской программе по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, М.: «Дрофа», 2010 г.[1]

Тип урока: по основной дидактической цели – урок применения знаний и умений; по основному способу проведения – урок лабораторных и практических работ и самостоятельной работы учащихся; по основным этапам учебного процесса – урок применения полученных знаний.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи:

- знание понятий «сила упругости, вес тела, сила тяжести» и «деформация, жёсткость пружины», знание формул для вычисления силы упругости, силы тяжести, веса, массы тела, деформации пружины, жёсткости;

- умение определять вес тела с помощью динамометра, измерять силу динамометром;

а) специальное умение переводить полученные экспериментально данные в единицы системы СИ;

б) общеучебное умение: умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами само -  и взаимопомощи, умение коллективно работать;

2. Воспитательная задача:

- развить у учеников способность рассматривать природу с точки зрения научного метода познания;

- формирование физической картины мира у учеников на основе принципов познаваемости природы и упорядоченности физических процессов и явлений;

3. Развивающая задача:

- развитие речи, мышления учеников при сопоставлении экспериментальных фактов и необходимости нахождения неизвестных величин экспериментальным путём;

- развитие сенсорной сферы личности при выполнении практической работы;

- умственная деятельность при выполнении анализа полученных экспериментально знаний, способность организовать выполнение эксперимента, выдвигать гипотезы, строить план измерений;

- развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся.

Оборудование к уроку:         Динамометр, шкала которого закрыта листом бумаги, набор грузов по 100 г, тело неизвестной массы[2], штатив с лапкой, линейка, карандаш.

План урока: 

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин.)

1

Постановка цели урока

Диалог с учениками о предстоящем уроке, правилах игры и ближайших уроках по планированию. Актуализация знаний по теме: силы.

5 мин.

2

Проведение инструктажа по ОТ № 8 при проведении лабораторных работ

Учитель оговаривает главные моменты и правила при проведении лабораторных работ. Ученики слушают, несколько учеников раздают лабораторные тетради.

5 мин.

3

Разминка, повторение изученного на прошлых уроках материала

Ученики отвечают на вопросы учителя, работают в трёх группах. Учитель выставляет баллы за правильные и неправильные ответы

10 мин.

4

Проведение эксперимента

Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя с использованием лабораторного оборудования.

10 мин.

5

Оформление результатов эксперимента

Вычисление данных, занесение результатов в таблицу, оформление вывода работы, диалог о полученных данных и выводах между учителем и учениками.

8 мин.

6

Обобщение знаний, полученных на уроке

Подведение итогов игры и урока

4 мин.

7

Рефлексия

Подведение итогов урока, запись домашнего задания, сдача тетрадей.

3 мин.

Домашнее задание: п. 27,28 (повторить), упр. 9,10, стр. 64,67.[3]

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

      Постановка цели урока Вступительное слово: тема урока, её место в КТП и в программе курса физики, её отличительные особенности, связь темы с заданиями контрольной работы. Делит учеников на три группы с помощью карточек. Записывает тему урока на доске и три команды для выставления баллов и графу учителя для выставления балов учителю, если ни одна из команд не даёт правильный ответ.

   Разбирают карточки трёх цветов, рассаживаются на места в соответствии с цветом карточек, раздают лабораторные тетради, записывают тему урока. Рассматривают и изучают оборудование.

2

      Проведение инструктажа по ОТ № 8 при проведении лабораторных работ.

Напоминает требования инструкции по охране труда при проведении практических лабораторных работ в кабинете физики, указывает наиболее важные пункты относительно предстоящей работы.

Слушают учителя, открывают учебник на странице 165, 166, рассматривают монтажную схему установки для данной работы, отвечают на вопросы учителя по требованиям охраны труда при проведении лабораторных работ.

3

      Разминка, повторение изученного на прошлых уроках материала.

     Объясняет правила игры, оценки ответов и штрафы за неправильный ответ.

     Задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учеников, записывает баллы команд на доске, отвечает на вопросы, с которыми ученики не справляются:

- Что такое вес? (1 балл)

 

- Что такое сила тяжести? (1 балл)

 

- Что такое сила упругости? (1 балл)

 

- Что такое упругое тело? (1 балл)

 

 

- Что такое деформация? (1 балл)

 

- Какие бывают деформации? (2 балла)

 

- Что такое динамометр? (1 балл)

- Из чего состоит простейший динамометр? (1 балл)

- Что такое цена деления? (1 балл)

 

- Как связана точность прибора с ценой деления? (1 балл)

- Как связана сила тяжести с массой тела? (2 балла)

 

- Что такое ускорение свободного падения? (2 балла)

 

- В чём измеряется масса? (1 балл)

- В чём измеряется сила? (1 балл)

- Чему равно ускорение свободного падения? (1 балл)

- Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 100 г?

- К чему приложена сила тяжести?

(1 балл)

- Куда направлена сила тяжести?

(1 балл)

- К чему приложена сила упругости?

(1 балл)

- К чему приложен вес тела? (1 балл)

- Куда направлен вес? (1 балл)

- От чего зависит сила упругости?

(2 балла)

- Что такое дельта? (1 балл)

- Что такое эль и эль ноль? (1 балл)

 

- От чего зависит жёсткость пружины?

(2 балла)

- Куда направлена сила упругости?

(2 балла)

- Какую силу показывает динамометр?

(1 балл)

- Откуда возникает вес тела? (2 балла)

 

 

- Как найти массу тела, если известна сила тяжести? (2 балла)

- Чему равна сила упругости? (1 балл)

- Всегда ли вес тела равен силе тяжести?

(2 балла)

- Изобразите силы на рисунках.

(3 балла)

- Как найти жёсткость пружины?

(2 балла)

 Подводит промежуточные итоги конкурса.

     Отвечают на вопросы, советуются с членами команды, соревнуются в знаниях по теме, дополняют ответы своих товарищей:

 

 

 

 

 

 

- Это сила, с которой тело действует на опору или подвес.

- Это сила, с которой Земля притягивает тело.

- Это сила, возникающая при деформации упругого тела.

- Это тело, которое возвращается в исходное положение после прекращения действия силы.

- Это изменение формы, размера или объёма тела.

- Растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение.

- Это прибор для измерения силы.

- Из пружины и шкалы с цифрами.

 

- Это величина между ближайшими штрихами шкалы.

- Чем меньше цена деления, тем точнее прибор.

- Сила тяжести равна массе тела умноженной на ускорение свободного падения.

- Это на сколько увеличивается скорость падающего тела за 1 секунду.

- В килограммах.

- В ньютонах.

- 10 Н/кг

 

- 1 ньютон.

 

- К центру тела.

 

- Вниз, к центру Земли.

 

- К центру тела.

 

- К опоре или к подвесу.

- Вниз.

- От жёсткости пружины и от деформации.

- На сколько изменилась величина.

- Конечная и начальная длина пружины.

- От материала, толщины проволоки и размеров пружины.

- Против деформации, в сторону первоначального положения.

- Силу упругости пружины.

 

- Тело при давлении сжимается и сила упругости толкает опору или тянет подвес.

- Поделить силу тяжести на ускорение свободного падения.

- Весу тела.

- Нет, если только тело неподвижно.

 

 

- ученики рисуют на доске и в тетрадях.

- Поделить силу упругости на удлинение пружины.

4

Проведение эксперимента[4]

Учитель поясняет задание: нанести шкалу динамометра на лист, используя грузы, не ронять грузы, делать пометки карандашом.

(3 балла первому, верно выполнившему задание ученику).

Проверяет результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чему равна цена деления получившегося динамометра? (1 балл)

- Как сделать прибор более точным?

(1 балл)

 

 Даёт команду поделить расстояние на 10 равных частей, сверху написать Н (ньютон).

 

 

 

 

 

 

 

Даёт команду определить вес тела неизвестной массы и записать результат в лабораторные тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики по команде приступают к эксперименту. Ставят штрих на отметке 0 под указателем нерастянутого динамометра. Подвешивают к пружине динамометра, закреплённому в лапке штатива, по одному грузу и наносят карандашом штрихи на шкале на уровне стрелки динамометра, соответствующие 1 Н, 2 Н, 3 Н. Ставят числа напротив штрихов.

 

 

 

 

 

- 1 ньютон.

 

- Уменьшить цену деления.

 

 Делают шкалу динамометра с помощью линейки и карандаша: измеряют с помощью линейки расстояние между штрихами, расстояние между которыми соответствует 1 ньютону, и делят это число на 10, чтобы узнать расстояние между штрихами, соответствующее 0,1 ньютона.

 

Подвешивают к пружине динамометра тело неизвестной массы и определяют по показаниям динамометра его вес, записывают результат в тетради для лабораторных работ.

 

 

Снимают листики со шкалой с динамометров и подписывают их с обратной стороны.

5

     Оформление результатов эксперимента.

     Найдите жёсткость пружины и запишите результат на шкале динамометра (на листке со шкалой).

(3 балла).

 

     Даёт команду записать в тетрадях для лабораторных работ выводы и результаты работы: научились градуировать пружину динамометра, делать шкалу измерительного прибора с заданной ценой деления, определять вес тела с помощью динамометра и жёсткость пружины.

     Вычисляют по формуле жёсткость пружины: делят 1 ньютон на расстояние в метрах между штрихами, соответствующее 1 ньютону, записывают жёсткость пружины динамометра на шкале.

 

Записывают выводы и результаты работы в тетради (цель работы и приборы и материалы рекомендуется записать на предыдущем уроке при подготовке к лабораторной работе, чтобы сократить время, затрачиваемое на оформление работы).

 6

     Обобщение знаний, полученных на уроке.

Подводит итоги игры, объявляет и поздравляет победителей и лучших игроков, благодарит учеников за активное участие в уроке.

   выставляет оценки в журнал и дневники за работу на уроке.

Записывают вывод в лабораторных тетрадях, отвечают на обобщающие вопросы с места, собирают оборудование.     Открывают дневники, выставляют оценки за урок, вкладывают шкалу динамометра в тетради, собирают и сдают тетради на проверку.

7

      Рефлексия

Просит учеников рассказать, чему они научились на уроке.

 

 Напоминает о необходимости тщательно вымыть руки после урока.  

 Объявляет конец урока, расписывается в дневниках учеников.

 Говорят, что научились изготовлять шкалу динамометра с любой ценой деления, измерять вес тела, определять жёсткость пружины.   

 

Благодарят за урок, списывают домашнее задание с доски, подают дневники на роспись.

 

Список литературы:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Физика и Астрономия. 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Учебник: Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/  под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Учебник: Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005.

 

 

 

Аннотация

к авторской лабораторной работе

учителя физики

МБОУ Голицынской средней общеобразовательной школы № 2

Кузнецова А.В.

     Урок проходит в форме интеллектуальной игры между учениками, разделёнными на три команды. В начале урока для актуализации знаний проводится викторина, составленная из вопросов по компетенциям, которые могут понадобиться при выполнении лабораторной работы. Затем приступают к экспериментальной исследовательской деятельности, изготовляя первый в их жизни собственноручный измерительный прибор – динамометр, и применяют его для измерения веса тела неизвестной массы.



[1] Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. – М.: Дрофа, 2010, стр. 107.

[2] Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / Пёрышкин А.В. – М.: Дрофа, 2005, стр. 165.

Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / Пёрышкин А.В. – М.: Дрофа, 2005, стр. 64,67.

 

[4] Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/  под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2002, стр. 151, 64.

© fuzuka

Создать бесплатный сайт с uCoz