Что делать с молодёжью? (Взгляд преподавателя) Исперва познах от свидений Твоих, яко ввек основал я еси. (Пс. 118, 152) Всё зло от незнания Писаний (Иоанн Златоуст) Причина же всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога. (Наставление о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, прп. Антония Великого,26, Добротолюбие, т. 1, стр. 57) Как известно, Псалтирь лучше всех других книг славит Бога, лучшее средство от бесов. Также известно, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1,17). А спасение во мнозем совете. У настоящего горя и беды один корень – грех. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин. 3,4-10). Псалтирь учит: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: Но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь» (Пс 1, 1-2). Так чем же так угодна Псалтирь Богу и так ненавистна лукавому? Если ответить одним словом, то Правдой. Правдой, Которая пребывает в век века. «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12). Как это созвучно: «Сын мой! Отдай сердце твое мне» (Пр. 23,26) или «Премудрость созда Себе дом…» (Пр. 9,1). А «муж неразумив не разумеет сих» . Что же происходит с нашей молодёжью? Диагнос прост: они не ведают, что творят, не разумеют ни Добра, ни зла, не понимают ситуации, в которой находятся. Невежество и слепота на руку только лжи, как тьма на руку вору. Что же делать? Ответ также прост: светить во тьму, чтобы тьма исчезла, умножать Правду, чтобы ложь убежала. А если у нас не хватает Света и Правды? «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему» (Иак. 1,5). Молитва – мать всех добродетелей. Бог не даёт ничего без молитвы, а всё добро от Бога. Если мы хотим добра, нужно просить, и дастся нам, но просить с верою. А если нет веры? Просить о вере. «И жаждут веры, но о ней не просят» (Ф.И. Тютчев). Много может молитва праведного, точнее, всё возможно верующему. Тут даже не может быть сомнений. Ведь если Бог хочет добра, то как Он может не дать добра просящим у Него? Но Он не хочет метать бисер перед свиньями, вливать новое вино в мехи ветхие, чтобы не пропало то и другое. А молитва готовит к принатию дара. «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9,38). А то мы иногда забываем, Чьи мы и Чья наша молодёжь, Кто её больше всех любит, Кто о ней всегда заботится, Кто её неустанно учит и спасает. Что же должна узнать и крепко запомнить на всю жизнь наша молодёжь? Во-первых, это то, что Истина вечна, а не временна, что Она не от мира сего. Всё настоящее вечно, никогда не кончается, а если кончилось, значит, было не настоящее. Всё временное – не настоящее, неверное богатство: но «если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Если счастье длится 500 лет, а потом кончается, значит, это не настоящее счастье. Временное горе тоже не настоящее горе. Главное то, что вечно, остальное только кажется, мерещится, исчезает, как дым. Во- вторых, нужно постоянно внушать и повторять молодёжи, что нужно учиться. Что невежественный, глупый человек никогда не будет, не может быть счастлив, даже при всех богатствах мира. Псалом 118, самый большой – это Божественный гимн учению, учению длиной во всю человеческую жизнь. «В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя». «Научи мя оправданием Твоим». Лукавый знает, что умный человек не может быть злым, никогда не будет служить ему, слушать его, потому что путь нечестивых погибнет. И потому он больше всего восстаёт против учения, против знания Правды в людях. Поэтому вокруг столько суеты, пыли, шума, чтобы только отвлечь человека, не дать ему задуматься ни на одно мгновение о главном, изначальном, о смысле жизни, о том, зачем всё это. «Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злаго и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми» ( Добротолюбие, т. 1, стр. 53). Благочестивый чтит Благо. А Кто благ? «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и» (Пс. 110,10). Мудрый не может быть несчастлив. Мудрость – это настоящая вечная радость. Мудрость – это Бог, «учай человека разуму», «просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир». «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5,20). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого интинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17,3). «Всякий научен будет Богом». Людям остаётся только по мере веры сеять семена Слова Божьего, а куда они упадут и что из них вырастет,- ведомо только Богу и не от нас зависит. «Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли» (Пс. 1,4). Вспоминается песня В.Цоя: Дети минут никогда не поймут круговорота часов и придут на порог, и сломают дверь, и расколят чашки весов: они не верят в победы добра над злом, как в победы зла над добром, они знают, что у них есть только серый день, и они хотят жить этим днем. Дети минут». Ещё вспоминается очень яркая иллюстрация к теме из книги Иосифа Флавия «Иудейская война»: автор, горячий патриот своего народа, очевидец и современник ужасной, бесприцидентной его катастрофы очень точно определяет следствие, повлекшее за собой эту катастрофу. Не берусь точно передать цитату, но смысл такой, что ни в одной стране мира, никогда прежде не вырастало худшее поколение молодёжи, чем иудейские современники и жертвы этой катастрофы. Но автор не понимал причины этого следствия, а меня поразила ясность этого факта: это было поколение детей тех иудеев, которые кричали Понтию Пилату: Кровь Его на нас и на детях наших. Это поколение детей тех, кто просил у Пилата распять Христа и даровать им человека убийцу. Это те, о ком Господь сказал: «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23,38). И те, кому Господь предрёк, что так будет и с родом сим, как с человеком, из которого был изгнан дух нечистый, но в которого потом вселились семь злейших духов. По-моему это очень хорошая пища для размышления. Несколько слов о реалиях современного государственного образования. Сейчас много говорят в школе о новых технологиях обучения, много учат учителей, как нужно учить, и учат зачастую те, кто сам никогда не работал в школе, а если и работал, то его ученики не показали никаких значительных результатов. Речь идёт о присловии: «врачу, исцелися сам». Очень сложные, обоснованные по всем правилам науки, громостские технологии, отнимающие на ознакомление с ними очень много драгоценного времени у учителей, внедряются в школу. Такое создаётся впечатление, что никто почти не знает чему и как надо учить детей. Требования молниеносно меняются, нет ничего постоянного в школе, голова идёт кругом от изобретений чиновников образования. Я как-то обратил внимание, что в школе, где директор спокоен и уверен, и учителя и дети тоже спокойны, а где директор нервничает и чувствует себя неуверенно, с ним нервничает вся школа. Так вот, образование нервничает почему-то. Западные технологии и методики заполонили умы, хотя если по плодам познаётся дерево, то я не вижу причин прививать это дерево у нас. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». В образовании сейчас слишком много, по-моему, человеческого, слишком человеческого, и не в лучшем значении этого слова. Сказать просто, суета: все мечутся в огромном потоке нахлынувшей информации, цепляются за обломки кораблекрушения, приспосабливаются к требованиям проверяющих чиновников, которые изощряются в изобретении новых требований, норм и правил. Горе тому дому, который постоянно перестраивается, он же может не выдержать и рухнуть, наконец. По-моему, раньше было лучше: повторение – мать учения, и никакие больше другие няньки, кроме матери, ребёнку не нужны. Учили наизусть, глубоко, основательно и только самое главное, только то, что действительно пригодится: лучше меньше, но лучше, мало, но глубоко, чем много, но поверхностно. А дети чувствуют и понимают, что учитель говорит «чужим голосом чужие слова, под диктовку», что учитель сам не уверен в том, что учит тому, что нужно и так, как нужно, что учитель постоянно торопится и больше следит за собой, а не за тем, как его понимают, что учитель сам ничего не знает и не понимает. Дети чувствуют бесполезность этого потока многословной безжизненной демагогии, которой до тошноты много навалено в учебниках, книгах, интернете, а нет главного - ответа на вопрос: зачем всё это в конечном счёте? Ребёнок всегда спрашивает, стоит ли запоминать эту информацию? И в глазах учителя читает ответ: не обязательно, без этого можно обойтись, можно и без этих знаний прожить. А ведь действительно можно прожить без очень многих учебников нашей школы, потому что в них нет Правды, нет жизни, нет Духа, а только буквы. Так зачем же я, рассуждает здравомыслящий ребёнок, буду тратить своё время и силы на заучивание этого урока, о котором все скоро благополучно забудут, от которого останется только бумажное свидетельство об образовании любого уровня и содержания? И этот ребёнок прав, по-моему. Мне самому было бы очень противно заниматься бессмысленным делом, да и Богу нужен мудрый купец, а не бессмысленный робот, не запоминанающее устройство. Проблем много, а решение только одно. Ещё Конфуций говорил: прежде всего нужно начинать с исправления имён, с выяснения понятий. В фундаменте образования должна лежать главная матрица, как материнская плата компьютера, как процессор, принцип работы и главные функции которых очень прост: хорошо работающий процессор отличает истину от лжи двоичного кода, нули от единиц. На этом простом фундаменте работают все сложнейшие программы жизнедеятельности компьтера и человека. Нужно просто вложить в духовный процессор человека верный сумматор, процессор, который верно определяет значение любого логического выражения, то есть, проще говоря, в любой ситуации, в любой момент времени отличает Правду от лжи. Но это дар Божий, это ум Христов, это Премудрость, которая приглашает людей: «иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: приидите, ядите Мой Хлеб и пийте Вино, еже растворих вам: оставите безумие и живи будете…» Этим всё сказано. Выбор за нами. Конкретный пример того, с чего следовало бы начать лечение болезни воспитания и образования. Нужен достойный Образец образования, Он есть, но о Нём до сих пор не принято говорить открыто, мешает ложный стыд или невежество. До каких пор изучение истории в школе будет начинаться бредовымы рассказами о голых, страшных, волосатых, глупых двуногих обезъянах, сопровождаемыми нелепыми картинками, на которых эти предки наших учёных академиков убивают несчастного мамонта? До каких пор взрослый и с виду нормальный и солидный учитель биологии будет внушать нашим детям сумасшедшие идеи возникновения и развития жизни на земле из случайного сочетания мёртвых молекул, которые как-то раз образовали и курицу и яйцо сразу и всё остальное для их обитания? До каких пор учителя физики и астрономии (главных наук о природе) будут говорить о законах, лукаво замалчивая о Законодателе? Нужно начинать с исправления учебников, с исправления учителей, с исправления учеников, с исправления духа - основы основ всех процессов во вселенной, с исправления всех имён и понятий, с исправления самых первых страниц учебников и букварей, с первых азов главной науки, которая учит отличать и узнавать Истину и ложь и на вид, и на слух, и на ощупь, и с помощью лубого другого чувства, нужно начинать с исправления всех имён, и не только в учебниках, но и на картах нашей страны, на названиях наших городов и улиц, станций метро и других организаций. А пока, как и во все времена, истинны слова: «В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1, 1-2). И по сей день всё та же тьма верху бездны наших грехов, и тот же Дух верху воды тянет из этой тёмной лужи людей за протянутые Ему из воды руки. А дальше: «И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою» (Быт 1,3-4). И каждый человек по образу и подобию призван разлучать свет от тьмы, правду от лжи, чтобы каждой вещи на всякое время определять своё место. И спустя тысячу лет: «В Том живот бе, и живот бе свет человеком: и свет во тьме светится и тма его не объят… Бе Свет Истинный, иже просвещает всякаго человека грядущего в мир» (Ин. 1, 4-5,9). И мы знаем, что так было всегда. Даже если о нашей молодёжи можно сказать словами Марфы: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он (Лазарь) во гробе», - то и тогда и нам Иисус говорит: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11,39-40) «Так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19, 25-26). Не спеши проклинать этот мир – Он не так уж и плох, Если утром ты видишь цветы у себя на окне. А за окнами светится храм, А во храме есть Бог. Но а если Он есть – То землёй не владеть сатане! И. Тальков
|
|
© fuzuka |