|
Открытый урок по физике в 7 классе: Лабораторная работа № 6: "Измерение КПД наклонной плоскости" 2010 год
Tелефон: 8-905-701-29-98
E-mail: fuzuka@yandex.ru
|
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ
НА ТЕМУ:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КПД НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ.
Класс: 7;
Номер урока по КТП: 28;
Дата урока по КТП: 9.12.2010;
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Лабораторная работа № 6: Определение КПД наклонной плоскости;
Урок № 28 по авторской программе по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Н.К. Мартыновой, Н.Н. Ивановой, М.: «Просвещение», 2008 г.[1]
Тип урока: по основной дидактической цели – урок применения знаний и умений; по основному способу проведения – урок лабораторных и практических работ и самостоятельной работы учащихся; по основным этапам учебного процесса – урок применения полученных знаний.
Задачи урока:
1. Образовательная задача:
- знание понятий «полезная работа» и «затраченная работа», знание формул для вычисления работы силы и КПД механизмов;
- умение определять вес тела с помощью динамометра, измерять путь, пройденный телом, измерять силу динамомертом;
а) специальное умение переводить полученные экспериментально данные в единицы системы СИ;
б) общеучебное умение: умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами само - и взаимопомощи, умение коллективно работать;
2. Воспитательная задача:
- развить у учеников способность рассматривать природу с точки зрения научного метода познания;
- формирование физической картины мира у учеников на основе принципов познаваемости природы и упорядоченности физических процессов и явлений;
3. Развивающая задача:
- развитие речи, мышления учеников при сопоставлении экспериментальных фактов и необходимости нахождения неизвестных величин экспериментальным путём;
- развитие сенсорной сферы личности при выполнении практической работы;
- умственная деятельность при выполнении анализа полученных экспериментально знаний, способность организовать выполнение эксперимента, выдвигать гипотезы, строить план измерений;
Оборудование к уроку:
Наклонная плоскость, динамометр, штатив с лапкой, измерительная линейка, набор грузов по 100 г, брусок[2].
План урока:
№
|
Этап урока
|
Приёмы и методы
|
Время (мин.)
|
1
|
Постановка цели урока
|
Диалог с учениками о прошедших уроках и ближайших уроках по планированию. Актуализация знаний по теме: простые механизмы.
|
5 мин
|
2
|
Проведение инструктажа по ОТ и ТБ при проведении лабораторных работ
|
Учитель оговаривает главные моменты и правила при проведении лабораторных работ. Ученики слушают, несколько учеников раздают лабораторные тетради.
|
5 мин
|
3
|
Оформление лабораторной работы в тетрадях
|
Ученики работают с учебником: страница 152, лабораторная работа № 6, запись числа, названия работы, оборудования.
|
5 мин.
|
4
|
Проведение эксперимента
|
Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя с использованием лабораторного оборудования.
|
20 мин
|
5
|
Оформление результатов эксперимента
|
Вычисление данных, занесение результатов в таблицу, оформление вывода работы, диалог о полученных данных и выводах между учителем и учениками.
|
5 мин
|
6
|
Обобщение знаний, полученных на уроке
|
Подведение итогов урока, запись домашнего задания, сдача тетрадей.
|
5 мин.
|
Домашнее задание: п. 24 (повторить), формулы (наизусть), задачи № 797-799, стр. 96 (задачник)[3].
Ход урока:
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1
|
Постановка цели урока Вступительное слово: тема урока, её место в КТП и в программе курса физики, её отличительные особенности, связь темы с заданиями контрольной работы. Постановка цели урока, актуализация знаний:
- золотое правило механики?
- для чего придуманы простые механизмы?
- в каких пределах меняется КПД механизмов, как обозначается?
- что такое КПД и зачем оно введено в физике?
Тема сегодняшнего урока самая трудная из темы, посвещённой простым механизмам, и сегодня вам предоставляется возможность впервые в жизни измерить КПД простого механизма – наклонной плоскости.
|
Смотрят на доску, читают тему урока, слушают вступительное слово учителя, отвечают на вопросы:
- выигрыш в силе равен проигрышу в расстоянии, так что работа остаётся неизменной;
- простые механизмы придуманы для более удобного и лёгкого подъёма тяжестей;
- КПД меньше единицы из-за потерь на трение и сопротивление;
- коэффициент полезного действия, которым определяется эффективность машин и механизмов, качество их работы.
|
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
2
|
Проведение инструктажа по ОТ и ТБ при проведении лабораторных работ.
Зачитывает инструкцию ИОТ - № 007 – 2010, выделяя моменты, относящиеся к данной работе, проводит инструктаж на рабочем месте: не приступать к работе без разрешения учителя, не играть с оборудованием, не отвлекаться, использовать оборудование только по назначению, аккуратно крепить дощечки с помощью крепёжных винтов, выбирая удобное расположение оборудования на столах. После работы тщательно вымыть руки. Показывает все элементы монтажной схемы и называет их.
|
Осматривают оборудование, внимательно слушая указания учителя, визуально проверяя исправность и комплектность приборов. Открывают страницу 152 в учебнике, смотрят на рисунке 155 монтажную схему экспериментальной установки, с которой им предстоит работать. Задают вопросы по неясным моментам. В лабораторных тетрадях записывают число, лабораторная работа № 6. Вспоминают названия, назначения и способы применения всех элементов оборудования.
|
3
|
Оформление лабораторной работы в тетрадях.
Повторяет правила оформления лабораторных работ: на полях число, посередине лабораторная работа № 6, название, ниже с красной строки оборудование. Даёт указания к проведению эксперимента: не перетягивать крепёжные винты, наклонять лапку до соприкасания дощечки с поверхностью парты, правила взвешивания бруска, измерения силы тяги при помощи динамометра, вес одного груза массой 100 г равен 1 Н, меры по избеганию падения приборов на парту и на пол. Разбирает, поясняет и показывает наглядно все пункты указаний к выполнению работы. По середине тетради запишите: Ход работы и, если нет вопросов по работе, аккуратно приступайте к проведению эксперимента, оформляет проведение инструктажа ИОТ - № 007 – 2010 в журнале проведения инструктажей.
|
Оформляют в тетрадях лабораторную работу, рассматривают и изучают рисунок 155 на странице 152, задают вопросы по предстоящей работе и способам измерений, читают указания к работе, наблюдают за действиями учителя, разъясняющего правила и методы выполнения эксперимента, измерений и вычислений необходимых данных при помощи экспериментального оборудования. Записывают в тетради: Ход работы. С разрешения учителя приступают к выполнению экспериментальной части работы.
|
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
4
|
Наблюдает за действиями учеников, следит за безопасностью эксперимента, контролирует правильность методики эксперимента в соответствии с правилами теории и методики проведения лабораторных работ при преподавании физики в школе.[4]
|
измеряют вес бруска сгрузами;
- устанавливают дощечку в лапке штатива в виде наклонной плоскости;
- перемещают брусок с грузами динамометром равномерно вверх по наклонной плоскости;
- измеряют силу тяги по показаниям динамометра;
- измеряют с помощью линейки путь, пройденный нижним краем груза и высоту, на которую он был поднят;
|
5
|
Оформление результатов эксперимента.
Указывает на пункты 5, 6, 7 в учебнике, на странице 153. Подводит предварительные результаты и даёт пояснения по данным пунктам. Напоминает правила занесения данных в таблицу: в строках таблицы заносятся только числа, без вычислений и указания размерностей и букв, которые указаны в шапке таблицы.
|
Вычисляют по формулам полезную и затраченную работы, находят КПД наклонной плоскости по формуле на стр. 60 учебника. Рисуют в лабораторной тетради таблицу, изображённую на стр. 153 учебника, заполняют её, используя полученные экспериментально данные и правиля заполнения таблиц лабораторных работ.
|
6
|
Обобщение знаний, полученных на уроке.
Задаёт обобщающие вопросы классу: итак,
- какой по величине КПД имеет ваш простой механизм в виде наклонной плоскости?
- верно ли, что КПД всегда меньше единицы?
- какого качества оказался ваш простой механизм? КПД >50 % - хорошее качество, КПД <50 % - плохое качество.
- Записываем вывод из проведённого эксперимента: в нём надо отразить, что КПД < 100 %, объяснить этот факт, определить качество простого механизма и ответить на вопрос: изменится ли КПД наклонной плоскости, если изменить угол наклона плоскости к горизонту.
Записывает домашнее задание на доске.
|
Записывают вывод в лабораторных тетрадях, отвечают на обобщающие вопросы с места, разбирают монтажные схемы экспериментальных установок, отвечают на дополнительный вопрос к работе письменно в лабораторных тетрадях.
Открывают дневники, записывают домашнее задание на следующий урок с доски, проверяют оформление, измерения, вычисления и выводы лабораторной работы, задают вопросы по оставшимся не совсем ясными моментам урока.
После звонка мальчики уносят штативы в лаборантскую, девочки аккуратно собирают линейки, бруски, динамометры, дощечки и грузы в лоток на учительском столе.
|
Список литературы:
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2008.
- Учебник: Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.
- Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
[1] Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2008, стр. 17, 35.
[2] Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / С.В. Громов. Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2002, стр. 152.
[3]Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2001, стр. 96.
[4] Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2002, стр. 151, 64.
|