Открытый урок по физике в 7 классе: Лабораторная работа № 6: "Измерение КПД наклонной плоскости" 2010 год

Tелефон: 8-905-701-29-98

E-mail: fuzuka@yandex.ru

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ

НА ТЕМУ:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КПД НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ.

Класс: 7;

Номер урока по КТП: 28;

Дата урока по КТП: 9.12.2010;

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Лабораторная работа № 6: Определение КПД наклонной плоскости;

Урок № 28 по авторской программе по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Н.К. Мартыновой, Н.Н. Ивановой, М.: «Просвещение», 2008 г.[1] 

Тип урока: по основной дидактической цели – урок применения знаний и умений; по основному способу проведения – урок лабораторных и практических работ и самостоятельной работы учащихся; по основным этапам учебного процесса – урок применения полученных знаний.

Задачи урока: 

1. Образовательная задача:

- знание понятий «полезная работа» и «затраченная работа», знание формул для вычисления работы силы и КПД механизмов;

- умение определять вес тела с помощью динамометра, измерять путь, пройденный телом, измерять силу динамомертом;

а) специальное умение переводить полученные экспериментально данные в единицы системы СИ;

б) общеучебное умение: умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами само -  и взаимопомощи, умение коллективно работать;

2. Воспитательная задача:

- развить у учеников способность рассматривать природу с точки зрения научного метода познания;

- формирование физической картины мира у учеников на основе принципов познаваемости природы и упорядоченности физических процессов и явлений;

3. Развивающая задача:

- развитие речи, мышления учеников при сопоставлении экспериментальных фактов и необходимости нахождения неизвестных величин экспериментальным путём;

- развитие сенсорной сферы личности при выполнении практической работы;

- умственная деятельность при выполнении анализа полученных экспериментально знаний, способность организовать выполнение эксперимента, выдвигать гипотезы, строить план измерений;

Оборудование к уроку: 

            Наклонная плоскость, динамометр, штатив с лапкой, измерительная линейка, набор грузов по 100 г, брусок[2].

План урока: 

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин.)

1

Постановка цели урока

Диалог с учениками о прошедших уроках и ближайших уроках по планированию. Актуализация знаний по теме: простые механизмы.

5 мин

2

Проведение инструктажа по ОТ и ТБ при проведении лабораторных работ

Учитель оговаривает главные моменты и правила при проведении лабораторных работ. Ученики слушают, несколько учеников раздают лабораторные тетради.

5 мин

3

Оформление лабораторной работы в тетрадях

Ученики работают с учебником: страница 152, лабораторная работа № 6, запись числа, названия работы, оборудования.

5 мин.

4

Проведение эксперимента

Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя с использованием лабораторного оборудования.

20 мин

5

Оформление результатов эксперимента

Вычисление данных, занесение результатов в таблицу, оформление вывода работы, диалог о полученных данных и выводах между учителем и учениками.

5 мин

6

Обобщение знаний, полученных на уроке

Подведение итогов урока, запись домашнего задания, сдача тетрадей.

5 мин.

            Домашнее задание: п. 24 (повторить), формулы (наизусть), задачи № 797-799, стр. 96 (задачник)[3].

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Постановка цели урока Вступительное слово: тема урока, её место в КТП и в программе курса физики, её отличительные особенности, связь темы с заданиями контрольной работы. Постановка цели урока, актуализация знаний:

- золотое правило механики?

- для чего придуманы простые механизмы?

- в каких пределах меняется КПД механизмов, как обозначается?

- что такое КПД и зачем оно введено в физике?

   Тема сегодняшнего урока самая трудная из темы, посвещённой простым механизмам, и сегодня вам предоставляется возможность впервые в жизни измерить КПД простого механизма – наклонной плоскости.

   Смотрят на доску, читают тему урока, слушают вступительное слово учителя, отвечают на вопросы:

 

 

 

- выигрыш в силе равен проигрышу в расстоянии, так что работа остаётся неизменной;

- простые механизмы придуманы для более удобного и лёгкого подъёма тяжестей;

- КПД меньше единицы из-за потерь на трение и сопротивление;

- коэффициент полезного действия, которым определяется эффективность машин и механизмов, качество их работы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2

Проведение инструктажа по ОТ и ТБ при проведении лабораторных работ.

Зачитывает инструкцию ИОТ - № 007 – 2010, выделяя моменты, относящиеся к данной работе, проводит инструктаж на рабочем месте: не приступать к работе без разрешения учителя, не играть с оборудованием, не отвлекаться, использовать оборудование только по назначению, аккуратно крепить дощечки с помощью крепёжных винтов, выбирая удобное расположение оборудования на столах. После работы тщательно вымыть руки. Показывает все элементы монтажной схемы и называет их.

   Осматривают оборудование, внимательно слушая указания учителя, визуально проверяя исправность и комплектность приборов. Открывают страницу 152 в учебнике, смотрят на рисунке 155 монтажную схему экспериментальной установки, с которой им предстоит работать. Задают вопросы по неясным моментам. В лабораторных тетрадях записывают число, лабораторная работа № 6. Вспоминают названия, назначения и способы применения всех элементов оборудования.

3

Оформление лабораторной работы в тетрадях.

     Повторяет правила оформления лабораторных работ: на полях число, посередине лабораторная работа № 6, название, ниже с красной строки оборудование. Даёт указания к проведению эксперимента: не перетягивать крепёжные винты, наклонять лапку до соприкасания дощечки с поверхностью парты, правила взвешивания бруска, измерения силы тяги при помощи динамометра, вес одного груза массой 100 г равен 1 Н, меры по избеганию падения приборов на парту и на пол. Разбирает, поясняет и показывает наглядно все пункты указаний к выполнению работы. По середине тетради запишите: Ход работы и, если нет вопросов по работе, аккуратно приступайте к проведению эксперимента, оформляет проведение инструктажа ИОТ - № 007 – 2010 в журнале проведения инструктажей.

     Оформляют в тетрадях лабораторную работу, рассматривают и изучают рисунок 155 на странице 152, задают вопросы по предстоящей работе и способам измерений, читают указания к работе, наблюдают за действиями учителя, разъясняющего правила и методы выполнения эксперимента, измерений и вычислений необходимых данных при помощи экспериментального оборудования. Записывают в тетради: Ход работы. С разрешения учителя приступают к выполнению экспериментальной части работы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

4

    Наблюдает за действиями учеников, следит за безопасностью эксперимента, контролирует правильность методики эксперимента в соответствии с правилами теории и методики проведения лабораторных работ при преподавании физики в школе.[4]

 

     измеряют вес бруска сгрузами;

-         устанавливают дощечку в лапке штатива в виде наклонной плоскости;

-         перемещают брусок с грузами динамометром равномерно вверх по наклонной плоскости;

-         измеряют силу тяги по показаниям динамометра;

-         измеряют с помощью линейки путь, пройденный нижним краем груза и высоту, на которую он был поднят;

5

Оформление результатов эксперимента.

     Указывает на пункты 5, 6, 7  в учебнике, на странице 153. Подводит предварительные результаты и даёт пояснения по данным пунктам. Напоминает правила занесения данных в таблицу: в строках таблицы заносятся только числа, без вычислений и указания размерностей и букв, которые указаны в шапке таблицы.

     Вычисляют по формулам полезную и затраченную работы, находят КПД наклонной плоскости по формуле на стр. 60 учебника. Рисуют в лабораторной тетради таблицу, изображённую на стр. 153 учебника, заполняют её, используя полученные экспериментально данные и правиля заполнения таблиц лабораторных работ.

6

     Обобщение знаний, полученных на уроке.

     Задаёт обобщающие вопросы классу: итак,

-         какой по величине КПД имеет ваш простой механизм в виде наклонной плоскости?

-         верно ли, что КПД всегда меньше единицы?

-         какого качества оказался ваш простой механизм? КПД >50 % - хорошее качество, КПД <50 % - плохое качество.

-         Записываем вывод из проведённого эксперимента: в нём надо отразить, что КПД < 100 %, объяснить этот факт, определить качество простого механизма и ответить на вопрос: изменится ли КПД наклонной плоскости, если изменить угол наклона плоскости к горизонту.

          Записывает домашнее задание на доске.

     Записывают вывод в лабораторных тетрадях, отвечают на обобщающие вопросы с места, разбирают монтажные схемы экспериментальных установок, отвечают на дополнительный вопрос к работе письменно в лабораторных тетрадях.

     Открывают дневники, записывают домашнее задание на следующий урок с доски, проверяют оформление, измерения, вычисления и выводы лабораторной работы, задают вопросы по оставшимся не совсем ясными моментам урока.

     После звонка мальчики уносят штативы в лаборантскую, девочки аккуратно собирают линейки, бруски, динамометры, дощечки и грузы в лоток на учительском столе.

 

Список литературы: 

 

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Учебник: Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005.
  3. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.
  4. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/  под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

 

 

 

 

 



[1] Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2008, стр. 17, 35.

[2] Физика: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / С.В. Громов. Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2002, стр. 152.

[3]Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2001, стр. 96.

 

[4] Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/  под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова – М.: Издательский центр «Академия», 2002, стр. 151, 64.

© fuzuka

Создать бесплатный сайт с uCoz