Открытый урок по физике в 11 классе: Свободные и вынужденные колебания. Колебания груза на пружине. Урок дан в рамках конкурса  "Учитель года - 2013" в Одинцовском лицее № 2 09.11.2012 года

Tелефон: 8-905-701-29-98

E-mail: fuzuka@yandex.ru

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ

НА ТЕМУ:

СВОБОДНЫЕ И ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ.

Класс: 11;

Номер урока по КТП: 18;

Дата урока по КТП: 09.11.2012;

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Свободные и вынужденные колебания;

Урок № 18 по авторской программе по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Данюшенкова-Коршуновой, М.: «Просвещение», 2010 г.

Тип урока: по основной дидактической цели – урок изучения нового материала; по основному способу проведения – лекция и самостоятельная работа учащихся; по основным этапам учебного процесса – урок получения и применения полученных знаний. 

Задачи урока: 

1. Образовательная задача:

- знание понятий «свободные и вынужденные колебания, силы упругости и тяжести, сила трения и сопротивления, колебания, устойчивое положение равновесия, возвращающая сила, координата, скорость и ускорение тела» и «деформация, жёсткость пружины», знание формул для вычисления силы упругости, силы тяжести, веса, массы тела, деформации пружины, жёсткости;

- умение определять характеристики колеблющегося тела в зависимости от его положения и фазы колебаний;

а) специальное умение переводить полученные экспериментально данные в единицы системы СИ;

б) общеучебное умение: умение определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами само -  и взаимопомощи, умение коллективно и индивидуально работать, запоминать информацию, работать с таблицами;

2. Воспитательная задача:

- развить у учеников способность рассматривать природу с точки зрения научного метода познания;

- формирование физической картины мира у учеников на основе принципов познаваемости природы и упорядоченности физических процессов и явлений;

- показать возможность упрощения и красивого представления информации для облегчения запоминания, научить выявлять главнейшие элементы знаний из учебного материала урока;

3. Развивающая задача:

- развитие речи, мышления учеников при решении задач в похожей или новой ситуации и при необходимости нахождения неизвестных величин путём вычислений по формулам;

- развитие сенсорной сферы личности при усвоении нового материала и при усных и письменных ответах, развитие памяти и внутренней речи;

- умственная деятельность при выполнении анализа данных, представленных в виде таблицы, способность быстро запоминать информацию, выдвигать гипотезы, строить план устных и письменных ответов;

Оборудование к уроку:

Пружина малой жёсткости, груз наборный, груз на нити (маятник), модель двигателя внутреннего сгорания, мультимедийный проектор, компьютер, ЭОР по теме, лазерная указка.

План урока:

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин.)

1

Постановка цели урока

Обсуждение с учениками темы урока, роли и примеров колебаний в жизни, природе и технике, актуализация знаний и опыта учеников.

5 мин.

2

Демонстрации простейших свободных и вынужденных колебаний

Демонстрация колебаний груза на пружине, маятника, колебаний поршня двигателя внутреннего сгорания, ЭОР по теме с диска, анимации из интернета. Запись определений и условий колебаний.

5 мин.

3

Изучение характеристик колебаний на примере горизонтальных колебаний груза на пружине

Повторение второго закона Ньютона, закона Гука, определение динамики кинематических величин при различных (пяти) фазах колебаний по рисунку из ЭОР и учебника.

5 мин.

4

Представление полученных знаний в виде таблицы

Демонстрация таблицы характеристик тела при колебаниях, запоминание таблицы, предварительная проверка усвоения материала в виде опросов у доски.

3 мин.

5

Коррекция знаний

Исправление ошибок, допущенных при ответах, заострение внимания на трудных моментах темы.

3 мин.

6

Закрепление полученных знаний

Фронтальный опрос на листиках учеников по вопросам на экране.

5 мин.

7

Рефлексия

Обсуждение итогов урока, выставление оценок, что усвоилось, а что не до конца, что понравилось, удалось, а что нет.

3 мин.

8

Консультация по домашнему заданию

Домашнее задание: п. 18,19, вопросы, стр. 57, таблица характеристик наизусть.

3 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

      Постановка цели урока Запись даты и темы урока. Обсуждение примеров колебаний в жизни, природе и технике.

Записывают тему, перечисляют примеры: пружинный и нитяной маятник, двигатели, сердце, качели, музыкальные инструменты, свет, звук, электромагнитные волны и т.д.

2

      Демонстрации простейших свободных и вынужденных колебаний.

Демонстрирует колебания грузов на пружине, нити, поршня двигателя, ручки, обращая внимание на условия возникновения колебаний.

Обсуждают примеры колебаний, записывают условия возникновения свободных колебаний: устойчивое положение равновесия (наличие возвращающей внутренней силы), отсутствие силы трения и сопротивления среды, выведение системы из положения равновесия. Вынужденные колебания возникают и происходят под действием внешней периодической силы. Колебание – это движение, при котором характеристики движения системы непрерывно меняются и периодически точно или приблизительно повторяются.

3

      Изучение характеристик колебаний на примере горизонтальных колебаний груза на пружине. 

     По рисунку и анимации на экране объясняет изменение кинематических величин в процессе колебаний груза на пружине: величина силы упругости определяет величину и напрвление ускорения, если ускорение сонаправлено скорости, то скорость увеличивается и наоборот, координата тела, скорость и ускорение тела непрерывно меняются и периодически повторяются (в отличии от движения по окружности, когда скорость и ускорение тела остаются постоянными)

 

Слушают и запоминают характеристики тела при колебаниях, записывают таблицу и законы Ньютона и Гука.

4

    Представление полученных знаний в виде таблицы.   Демонстрирует таблицу на экране.

Записывают таблицу в тетрадях.

 

Таблица:

F = m * a – второй закон Ньютона: чем больше сила, тем больше ускорение тела, сила и ускорение всегда направлены в одну сторону.

F = - k * x – закон Гука: чем больше деформация пружины, тем больше сила упругости, сила упругости всегда направлена против деформации пружины.

Сила трения и сила сопротивления – всегда направлены против скорости движения тела, всегда тормозят движение, уменьшают скорость движения.

п/п

Положение колеблющегося тела

Координата тела, м

Скорость тела, м/с

Сила упругости, Н

Ускорение тела, м/с2

1

Крайнее правое положение

Х мах > 0

V = 0

F max - влево

a max - влево

2

При движении из крайнего положения в положение равновесия

Х > 0

V ↑ (растёт), направлена влево

F ↓ (убывает), направлена влево

a ↓ (убывает), направлено влево

3

Положение равновесия

 (Х = 0, F = 0)

X = 0

V max

F = 0

a = 0

4

При движении из положения равновесия в крайнее положение

Х < 0

V ↓ (убывает), направлена влево

F ↑ (растёт), направлена вправо

a ↑ (растёт), направлено вправо

5

Крайнее левое положение

Х мах < 0

V = 0

F max - вправо

a max - вправо

Продолжение таблицы хода урока:

5

    Коррекция знаний. Вызывает учеников к доске, просит написать характеристики тела в определённые моменты колебаний: координата, скорость, сила, ускорение, спрашивает у класса, верно ли всё, даёт пояснения, исправляет и повторно объясняет сложные для понимания и запоминания моменты.

Выходят по очереди к доске, записывают характеристики, исправляют ошибки, дополняют ответы товарищей, задают вопросы по неясным моментам материала.

6

Закрепление полученных знаний. Просит закрыть учебники и тетради, не подсказывать, отвечать честно, пользуясь только личными знаниями по памяти. Показывает вопросы на доске.

Отвечают на вопросы по памяти.

Вопросы:

1) Опишите характеристики крайнего левого положения грузика на пружине (координата, скорость, сила упругости, ускорение).

2) Запишите закон Гука с пояснением входящих в него букв (название, единицы измерения). Как зависит величина и направление силы от деформации пружины?

3) Запишите условия возникновения свободных колебаний.

4) Запишите второй закон Ньютона с пояснением входящих в него букв (название, единицы измерения). Как зависят величины и направления силы и ускорения?

5) Опишите характеристики грузика на пружине при движении из положения равновесия в крайнее положение (координата, скорость, сила упругости, ускорение).

 

7

Рефлексия. Показывает ответы на экране, просит учеников честно и правдиво проверить ответы на листике и выставить себе оценки в дневники по шкале: 0-1 ошибка, недочёт, недописка – «5», 2-3 ошибки, недочёта, недописки – «4», 4-5 недочётов, ошибок, недописок – «3», более 5 исправлений и дописок – без оценки. Расписывается в дневниках, проверяя листики.

Сверяют свои ответы с экраном, ставят галочки, где ошибка, неполные ответы, недочёты, считают галочки, поднимают руки, у кого мало ошибок, показывают листики, выставляют отметки в дневники, подают на роспись. При этом обсуждаются этапы урока, итоги урока, успешные и неудавшиеся моменты урока, что нужно изменить или улучшить, на чём побольше сконцентрировать внимание.

8

Консультация по домашнему заданию. Демонстрирует на экране домашнее задание и комментирует его, напоминает, что учитель на следующем уроке ещё раз проведёт диктант по вопросам и всем выставит оценки по более строгим критериям.

Записывают домашнее задание в дневники. п. 18,19, вопросы, стр. 57, таблица характеристик наизусть

Правильные ответы на вопросы:

1) Координата X max < 0 (м), скорость V = 0 (м/с), сила упругости F max (H) – направлена вправо, ускорение a max (м/с2) – направлено вправо.

2) F = - k * x – закон Гука: чем больше деформация пружины, тем больше сила упругости, сила упругости всегда направлена против деформации пружины.

3) Устойчивое положение равновесия (наличие возвращающей внутренней силы), отсутствие силы трения и сопротивления среды, выведение системы из положения равновесия.

4) F = m * a – второй закон Ньютона: чем больше сила, тем больше ускорение тела, сила и ускорение всегда направлены в одну сторону.

5) 

При движении из положения равновесия в крайнее положение

Координата

Х < 0, (м)

СкоростьV, (м/с) ↓ (убывает), направлена влево

 Сила упругости F (Н) ↑ (растёт), направлена вправо

Ускорение  a (м/с2) ↑ (растёт), направлено вправо

Список литературы:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  • Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11 кл. общеобразоват. Учреждений Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – М.: Просвещение, 2007.

3.   ЭОР, диск, электронное приложение к учебнику 11 класса Г.Я. Мякишева.

 

 

© fuzuka

Создать бесплатный сайт с uCoz